Станция метро красные ворота. История станции метро "красные ворота" М красные ворота


Добро пожаловать на одну из менее популярных станций первой очереди Московского метрополитена - Красные ворота! По сравнению с соседними пересадочными узлами Комсомольская и Чистые пруды, здесь тишина и спокойствие. Только утром и вечером работающие в районе оживляют её.

Проект станции был удостоен гран-при на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Станция названа в честь площади, под которой находится. Сама площадь потеряла построенные в 1709 году ворота за 8 лет до открытия метрополитена.

1. Наша станция находится на Сокольнической линии. Имеет выходы на площадь Красных ворот, Лермонтовскую площадь, улицам Садовая-Спасская, Садовая-Черногрязская, Новая Басманная и Каланчёвская.

2. Станцию я снимал во время закрытия на ремонт северного вестибюля. Его фотографии и фотографии части служебных помещений вы можете увидеть по ссылке: .

3. Красные ворота - объект культурного наследия местного значения. Трехсводчатая пилонная станция была построена по проекту архитектора Фомина. Строилась горным способом на глубине 32,8 метра.

4. Название станции связано с площадью Красные Ворота. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Первоначально ворота были деревянными, но в 1753—1757 годах их заменили каменными (архитектор Д. В. Ухтомский). В XIX веке ворота были выкрашены в красный цвет (ранее они были белыми).

5. Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша. Ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга.

6. Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты тёмным лабрадоритом. Такие сложности были задуманы как зрительное облегчение станции. На мой взгляд - не получилось. Станция всё равно кажется тяжёлой. Тяжести добавляет и освещение.

7. Выходы.

8. Во время Великой Отечественной войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения. В связи с этим поезда на этой станции не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.

9. В 1949—1953 годах на площади Красные Ворота по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение. Встроенный в это здание северный вестибюль станции метро был открыт 31 июля 1954 года

10. На станции в 1952 году начал работу первый в московском метро турникет, а 28 июля 1959 года впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.

11. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой).

12. Википедия не может быть авторитетным источником, но там записан интересный факт. если кто подскажет правда это или нет - будет отлично. Казус состоял в том, что в последний момент выяснилось: на станции не было вентиляционых решёток. Срочный заказ на изготовление решёток был отправлен на кроватную фабрику (из металлических трубок делали спинки кроватей); в течение дня решётки, сделанные из металлических трубок, были установлены на станции.

13. Вот такая станция московского метро.

Если Вы что-то знаете об этом месте - расскажите в комментариях! Вместе мы узнаем о городе больше!

Если Вас интересуют какие-либо вопросы, есть интересные предложения или хочется что-то сказать - меня легко найти в социальных сетях.

Московского метрополитена приняла первых пассажиров в далёком 1935 году. Именно с этого года начинается история станции метро "Красные ворота". Эта старейшая станция, вестибюль которой расположен на Садовом кольце, давно уже стала одной из многочисленных достопримечательностей столицы. Не столь уж редко станции Московского метро меняли данные им при открытии названия, а некоторые неоднократно, но сегодня станция метро "Красные ворота" расположена на перегоне между станциями "Чистые пруды" и "Комсомольская". Эти названия пока действительны. Некоторое время станция называлась "Лермонтовская", в честь великого поэта, когда-то здесь появившегося на свет. Но во второй половине восьмидесятых годов ей было возвращено первоначальное название - метро "Красные ворота". Район, где она расположена, называется именно так. А в те годы проходила компания по возрождению московских исторических топонимов.

С начала восемнадцатого века это место в Москве имело хоть и не официальное, но вполне устойчивое традиционное наименование - "Красные ворота". Называлось оно так из за стоявшей здесь красного цвета, воздвигнутой в честь победы в

Архитектурные и инженерные особенности станции метро "Красные ворота"

Это один из ярких образцов зодчества советской эпохи. Станция метро "Красные ворота" имеет свой неповторимый архитектурный облик. Динамичные линии конструктивизма сочетаются здесь с выразительностью классического красного мрамора. И что самое главное - одно другому никак не противоречит, а находится в органичном единстве. Во внешнем решении вестибюля на Садовом кольце видна явственная отсылка к образу Красных ворот.

Присутствует этот образ и в интерьере главного зала станции. Этот был удостоен Первой премии на одной из международных выставок в Париже в тридцатых годах. По своему конструктивному типу станция "Красные ворота" - пилонная, трёхсводчатая. Глубина её заложения превышает 30 метров. Это позволило использовать помещение станции в период Великой Отечественной войны как оперативный штаб Комиссариата путей сообщения. Отсюда шло управление транспортными потоками по железным дорогам Советского Союза. Поезда проходили станцию без остановок, платформа была огорожена временными фанерными перегородками. Это только один из примеров использования объектов метрополитена в оборонных целях. С учётом стратегических задач в Советском Союзе создавалось многое, в том числе и карта метро. "Красные ворота" здесь не исключение.

Северный вестибюль станции

Его станция метро "Красные ворота" обрела только летом 1954 года. Он находится на внешней стороне Садового кольца. Вестибюль встроен в Министерства путей сообщения, которое было возведено на ворот. С этим стратегическим объектом станция метро была связана ещё во время войны, когда ей приходилось исполнять роль его подземного отделения. Само здание является одной из семи знаменитых московских сталинских высоток.

January 2nd, 2016

Станция "Красные ворота" открыта в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. В прошлом году она отпраздновала 80-летний юбилей. Однако старушка до сих пор в строю. На станции впервые появились турникеты это была для того времени инновация. Сам же проект станции получил Гран-при на Всемирной выставки в Париже. Посмотрим историю создания, строительства, а также прогуляемся по сегодняшней станции "Красные ворота".

ТТХ станции.

Начнем с проектов станции. Чем интересно изучать станции первой очереди - это обилие фотокарточек со строительства и даже чертежей и набросков проектных решений. Не удивительно, метро - это был новый вид транспорта, потому к нему было приковано столько внимания.
Не секрет, что проекты создания метро существовали и раньше 30-х годов XX века. Вот интересный проект 1929 года, в котором одной из станция была "Красные ворота". Тут станция неглубокого залегания, с боковыми платформами.

Вот еще интересный эскиз. Довольно помпезно. Очень крутые толстые колонны.

А вот такой вот наземный павильон.

И пространство внутри. Тут даже показаны ограждения, которые распределяют пассажиропотоки.

Но в итоге станция построена по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. А единственный на тот момент наземный вестибюль по проекту Н.А.Ладовского.

Проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Станция выполнена в классическом стиле. Красивые кессонированные своды, массивные пилоны.

В пилонах сделаны ниши, которые несколько визуально облегчают эту массивность. В итоге пилоны напоминают арки. Интересно, что саму триумфальную арку на Красных воротах снесли в 1927-м. Но зато она осталась в названии станции метро.

Немного фоточек со строительства. Вот работы ведутся на Каланчёвской улице. Тут еще нет даже намека на высотку и северный вестибюль.

Какие-то радиаторы. Вполне возможно, что это часть оборудования для заморозки грунта, технология заморозки применялась тут при постройке метро из-за сложной геологии.

Вот уникальное фото. Рабочие монтируют облицовку на платформе.

А это фото наверное с открытия. Тут огромная буква "М" и нет названия станции.

Интересное фото, тут видно, что сбоку павильона был... книжный магазин.

А еще на ст.м. "Красные ворота" впервые появились турникеты. Хотя сначала в метро в качестве эксперимента появились такие вот агрегаты. Поворотного типа, довольно массивные и громоздкие. Но эксперимент по их установке признали не удачным.

А потом на этой станции установили в 1959 году турникеты, со свободным проходом, ну то есть без каких-либо препятствующих проходу (если он оплачен) элементов.

Очень интересное фото. Во-первых тут перед эскалатором лежит ковер. Наверное, чтобы не носили грязь на ботинках в поезда =). Ну и табличка отличная просто "Внимание движущаяся лестница". Эскалатор был тоже тогда еще новинкой, инновацией, как бы сказали сейчас.

А вот фото платформы до открытия северного вестибюля. В торце зала какие то два товарища вышагивают. Сталин и еще кто-то? Обратите внимание на пол. Клетка набрана мелкой плиткой.

Похоже это товарищи Сталин и Каганович, красавчики.

А вот еще фото - это уже северный вестибюль, открытый в 1954 году.

1. Давайте уже посмотрим, что станция представляет из себя сейчас. Начнем с южного вестибюля. Входная арка просто великолепна.

2. Вот так он выглядит в светлое время.

3. Слева южный вестибюль, а на той стороне Садового кольца в высотке, расположен северный вестибюль.

4. Левая сторона вестибюля застеклена, на архивном фото выше тут магазин МОГИЗ.

5. Вид сзади.

6. В момент открытия станция носила название "Красные ворота", в 1962 году ее переименовали в "Лермонтовскую" Рядом с северным выходом действительно есть площадь Лермонтова с памятником поэту. Однако в 1986 году станции вернули ее историческое название. С чем связаны эти переименования, не очень понятно. Тут также видно, что двери, изначально деревянные, заменены. Может быть и сюда докатится реконструкция и их вернут.

7. Спускаемся вниз.

8. Симпатично. Кессонированные потолки, довольно мало декоративных элементов. Спускаемся еще на один пролет, там окошки касс. Интересно, вот тут кессоны и стены покрашены в коричневый, раньше тут был камень или тоже было все просто покрашено.

9. Еще ниже и попадаем в проход к эскалаторному залу.

10. Такой вот поворот. Кстати, интересно, что это там слева на потолке висит. Радиатор такой?

11. В эскалаторном зале старые валидаторы с пирамидками.

12. Эскалатор. В 1994 году старые эскалаторы тут были заменены на новые.

13. На платформе после войны в 50-е были установлены гермозатворы. Тогда ими оснащались все станции первой очереди, а последующие станции проектировались уже с учетом того, что станция в случае войны должна стать убежищем.

14. Здоровый железный "люк" под действием гидравлических подъемников закрывает станцию. Вот он тут "лежит" прямо под ногами.

15. Соответственно первые боковые проходы до гермозатвора были заложены.

16. Теперь посмотрим на северный вестибюль. Он встроен в здание высотки на Красных воротах. Вот входная группа. Тут двери деревянные аутентичные.

17. Внутри шик, классических станция Московского метрополитена, автор этого вестибюля А.Н. Душкин. Не удивительно. Именно он автор проекта самой высотки, а также на момент проектирования вестибюля он уже имел огромный опыт проектирования таких станций, как "Площадь Революции", "Маяковская", "Автозаводская". Люстры тут не уникальные. Такие же на платформах ст.м. "Киевская" Арбатско-Покровской линии и, например на ст.м. " ".

18. Выходные двери. Внизу, между дверями симпатичная вентрешетка.

19. На выход никаких валидаторов. 2 января этого года вестибюль будет закрыт в связи с заменой эскалаторов. Также будет проведена реставрация вестибюля. Скорее всего после этого валидаторы появятся и на выход.

20. Шикарный, просто роскошный потолок. Не всякий дворец может похвастаться таким. Над эскалатором балкончик, куда ведет техническая дверь. Круто наверное оттуда было бы поснимать. Кстати, именно оттуда снято архивное фото этого вестибюля.

21.Спускаемся на вниз. На балюстрадах эскалаторов стоят крутейшие светильники. Хочется верить, что их вернут на место и установят на эскалаторы из нержавейки. Было бы обидно их потерять.

22. Тут очень круто сделан потолок наклона. Красота.

23. А вот и светильник, жаль, что фото такое нерезкое.

24. Спускаемся в промежуточный зал. Тут тоже помпезность и шик. Зал круглой формы с куполообразным потолком. По кругу на стенах идут красивые бра.

25. Вот такие вот.

26. Зал довольно большой и даже широкоугольный объектив не способен вместить его полностью.

27. Потолок тут не уступает по сложности декора потолку вестибюля.

28. Спускаемся дальше. Тут еще три эскалатора. Замена эскалаторов и реконструкция займут 18 месяцев. Такой долгий срок связан, как мне кажется именно с тем, что заменить придется не три, а шесть эскалаторов.

29. Посмотрим, что получится. Надеюсь, как я уже говорил" светильники оставят. Еще было бы клево покрасить панели эскалатора в цвет стен, как вот сейчас на фото. Наверное нержавейка будет смотреться чужеродно.

30. Итак мы наконец то спустились на саму платформу. Конструктивно, станция пилонная трехсводчатая, глубокого заложения. Пилоны отделаны красным камнем. Тут не все так хорошо, камень на пилонах кое-где отсутствует, эти места оштукатурены и покрашены в цвет камня.

31. Пилоны действительно выглядят как арки. Шахматный пол теперь выложен крупноформатным камнем.

32. Боковые залы имеют тоже кессонированный свод, но тут ячейки имеют квадратную форму. Удивительно, что около пилонов нет лавочек.

33. А в центральном зале потолок имеет такую вот причудливую форму из квадратов и шестиугольников.

34. Еще раз взглянем на центральный зал. Интересно, что станция могла бы стать не трехсводчатой, а двухсводчатой. Третий, центральный свод открывать не хотели, из-за того, что была опасность разрушения станции горным давлением. Именно из-за этой проблемы станция "

Дата открытия станции "Красные ворота": 15.05.1935

Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектные названия: Красноворотская площадь, Красноворотская
Прежнее название: Красные ворота (до 29.05.1962), Лермонтовская (до 25.08.1986)

Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения
Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.

Пилоны станции облицованы красным, серым, белым и желтым мрамором. Путевые стены покрыты желтоватой керамической плиткой. Пол центрального зала выложен серым и черным гранитом.

В 1938 году проекту станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже. А в 1952 году на станции был установлен первый в истории метро турникет (не считая экспериментального образца 1935 года, установленного на станции «Библиотека имени Ленина»), а 28.07.1959 здесь же был впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.

Южный наземный вестибюль выполнен в виде вложенных друг в друга полусфер (архитектор Н.А.Ладовский).

Название станции связано с площадью Красные Ворота. Здесь в 1709 году была воздвигнута триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Первоначально ворота были деревянными, но в 1753-1757 годах их заменили каменными (архитектор Д. В. Ухтомский). В XIX веке ранее белые ворота были выкрашены в красный цвет. В 1927 году арку снесли, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро. С 1941 по 1992 год площадь называлась Лермонтовская - в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади; на площади установлен и памятник Лермонтову. С 29 мая 1962 года по 25 августа 1986 года станция также называлась «Лермонтовская». Проектные названия станции - «Красноворотская площадь», «Красноворотская».

В 1949-1953 годах на площади Красные Ворота по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение. Северный вестибюль станции метро был открыт 31 июля 1954 года.

В 1950-х годах на станции были установлены гермозатворы, в результате чего были убраны две пары проходов между центральным и боковыми залами. В 1994 году в южном вестибюле проводилась замена эскалаторов.