Прорезная резьба по. Прорезная резьба: простая подробная инструкция и особенности реализации работ (80 фото). Секреты между строк


Это древний, исконно народный промысел, не потерявший актуальности сейчас. Резной орнамент использовали для украшения деревянных изделий, которые мастера также изготавливали сами. В древности человека окружало дерево: дома, мебель, даже посуда делалась вручную. По необходимости готовые изделия обжигали или покрывали смолой, лаком, расписывали красками. Так, прорезная резьба по дереву считалась полноценным ремеслом.

Резьба сама делится на два самостоятельных вида: сквозная, от нее идет прорезная (когда сквозные участки соответственно прорезаются стамесками) и пропильная резьба (сквозные участки также удаляются, только выпиливанием). Лучшим другом любого мастера является лобзик, обычный или электрический.

Есть также накладная резьба по дереву, когда вместо вырезания мастер добавляет рисунок.

Трафарет помогает мастеру определиться с типом узора, расположением деталей, наметить перспективу. Конечно, некоторые предпочитают рисовать эскизы сами, без подсказки на обрабатываемом дереве, потом выпиливать по ним. Но если нужно создать определенный предмет, лучше вооружиться трафаретом. Неважно, будет то накладная резьба или прорезная.

Ранее резьба украшала двери, окна домов. Готовый наличник мастер покрывал узорами, выбирая разные мотивы. Одни изображали животное или растения, другие создавали свой, замысловатый орнамент, удаляя фон у изделия.

Прорезная резьба – с чего начинают?

Первое. Любое занятие, будь то хобби или домашняя работа, требует рабочего места, где удобно сидеть и заниматься делом. Хорошее освещение, инструменты рядом . Ажурная резьба по дереву помогает создать настроение, успокоить нервы, заодно дополнить интерьер красивыми, оригинальными вещами. Что потребуется?

  • Удобный стул, крепкий, хороший стол;
  • Освещение. Нужна яркая, настольная лампа;
  • Трафарет выбранного рисунка, дощечка, нужные инструменты.

Начинающим лучше брать несложный орнамент , рассчитывая силы. И наличник (дощечку) небольшую. Важно набить руку, затем постепенно выбирать эскиз сложнее.

Галерея: прорезная резьба по дереву (25 фото)





















Требуемые инструменты

Второе – выбор дерева . Начинающим все дощечки кажутся одинаковыми, разве что по цвету разные. Однако, наиболее практичными под орнамент прорезной считаются: липа, любимая бардами береза, также, ольха или осина. Выбирая дерево, важно смотреть не самые мягкие породы. Наоборот, нужны крепкие, низкой влажности. Такой наличник потом простоит долго, не растрескается и не раскрошится.

Деревянный брусок нужно обработать заранее, используя наждачку. Готовое дерево – однотонное, по возможности, гладкое, без сучков. Редко берут хвойные породы.

Размер дощечки определяет выбранный шаблон. Толщина же варьируется в пределах 6 – 8 мм это минимум, 15 – 20 мм это максимум.

Третье. Выбор шаблона или трафарета. Дерево считается уникальным материалом , на котором гармонично выглядит как аскетичный орнамент, так витиеватые, странные узоры, которыми богат модерн.

Эскиз или трафарет выбрать? Эскизом считается контурный рисунок, наброски будущего изделия. Используя карандаш, мастер покрывает дерево набросками, намечая контурами узор.

Трафарет же — готовый резной шаблон, необязательно деревянный. Изделие получится точной копией, ведь мастер обводит контуры выбранного шаблона, выводя узор. Впрочем, его можно дополнить, вводя авторские коррективы. Тогда наличник приобретет свой, уникальный вид . У мастеров имеются целые наборы разных трафаретов, из которых они выбирают нужные и могут составлять целые композиции. Каждый узор приобретает законченный вид после обработки. Для удобства они собирают нужные трафареты, составляя альбом, где орнамент пронумерован или имеет название.

Четвертое – способы обработки. Сейчас редко кто пользуется лобзиком или стамеской, предоставляя трудную работу электрическим устройствам. Так, изделие выходит быстрее , качественнее, меньше огрехов.

Правда, обрабатывать деревянный наличник можно и по-другому. Например, прижиганием. Берется специальная, нихромовая проволока, сильно нагревается, затем мастер прожигает ею дерево. Минусы: специфический запах, также рабочие инструменты нужно каждый раз охлаждать, выбор материала. Ведь здесь не всякая проволока сойдет. Нужна именно нихромовая, желательно не использованная в производстве.

Новичкам подобный способ вряд ли пойдет. Лучше и безопаснее ручной лобзик, стамеска и прочие «простые» инструменты. Конечно, создать ажурный узор сразу не выйдет, но изобразить животное или несложный резной мотив, почему нет?

Лазерная резка считается усовершенствованным методом, которым сейчас пользуются производители, когда нужно быстро и точно обработать резной наличник, создавая сложные узоры. Правда, такой способ требует дорогостоящего оборудования, соответственных знаний от мастера, ведь им нужно управлять.

Частые вопросы

Насколько сложно? Создать резной, объемный узор поможет прорезная резьба, альбом орнаментов, где каждый легко подберет несложный пример, с которого начнется его путь освоения нового хобби. Конечно, первое изделие не будет идеальным, зато оно даст опыт. Поэтому для новичков важно выбирать дерево внимательней, чтобы обрабатывать его было несложно.

Если хочется украсить фронтон у дома, насколько большим будет изделие? Для начала, лучше выбрать места , не слишком заметные, ведь фронтон – лицо строения, его сразу видно. Когда набьете руку, можете усложнять задачи. Из эскизов обычно создаются целые картины, где мастер меняет размер, количество деталей. Если дом деревянный, его украшать проще. Перекрытия, пол или боковые панели служат основой, на которой удобно вырезать какой-нибудь орнамент.

Прорезная резьба

Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.

Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?

Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Одним из традиционных материалов, используемых для внутреннего и наружного декора жилых помещений, является дерево. Существует множество техник но наиболее эффектные украшения получаются, когда применяется прорезная резьба. Красота и изящество таких изделий поражают воображение, при этом сама технология не отличается особой сложностью.

Особенности ажурной резьбы

Ажурная, или прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного прорезания либо высверливания фона. В готовом виде узоры и композиции выглядят легко и воздушно. Ажурная резьба бывает сквозной и накладной. Сквозная прорезная резьба «работает» на просвет. Накладная резьба - это когда прорезной рисунок прикрепляется к какой-либо основе, например, деревянной, служащей фоном.

Для прорезания сквозных участков используются стамески, специальные резцы, сверла или пилки. Наиболее производительным инструментом является электрический лобзик. Прорезная резьба лобзиком позволяет легко и быстро воспроизводить рисунки даже самой сложной конфигурации.

Подготовка к работе

Начинающим мастерам прежде всего следует уделить внимание теоретической части. Благо, сегодня имеется масса полезной печатной и видеоинформации о том, как правильно выполняется прорезная резьба по дереву, о необходимых инструментах, об особенностях той или иной древесины, о подготовке заготовок, выборе рисунков и т. д.

Изучив особенности технологии, можно заняться подбором инструментов. Помимо лобзика и набора пилок с разной величиной зубьев, для работы потребуются острые ножи, стамески, долота, дрель и сверла различной толщины, ложкорезы, надфили, абразивные бруски и шлифовальные шкурки.

Еще одним этапом подготовительных работ является выбор узоров, композиций или жанровых сценок, для создания которых будет применяться прорезная резьба по дереву. Эскизы можно сделать самостоятельно либо найти на специализированных сайтах и распечатать на принтере, при необходимости предварительно уменьшив или увеличив их размер.

Особенности разных пород древесины

То, насколько качественно, быстро и аккуратно будет выполнена прорезная резьба, зависит не только от уровня мастерства исполнителя, но и от древесины. Каждая порода обладает своими уникальными свойствами, которые обязательно следует учесть при выборе материала для заготовки.

  • Сосна . Самая доступная и недорогая древесина, однако для резьбы мало подходящая, причем не только из-за смолистости. Дело в том, что она состоит из твердых и мягких слоев. Резку и шлифовку изделий из сосны выполнять довольно трудно из-за разности структур, так как нож и наждачная бумага «берут» их по-разному. Плюс ко всему, эта порода древесины имеет ярко выраженную текстуру, которая отвлекает внимание от самого рисунка резьбы, особенно если он мелкий.
  • Осина . Прорезная резьба из этой древесины сопряжена с трудностями, связанными с мягкостью ее структуры. Несмотря на то что режется осина, как масло, инструмент при резке «вязнет», а сама она мнется. Новичкам-резчикам, не имеющим опыта работы с этим материалом, начинать с него свою «карьеру» однозначно не стоит, как, впрочем, и с сосны.
  • Береза и липа . Эти породы древесины обладают красивой однотонной структурой, необходимой твердостью и одновременно податливостью, что позволяет реализовать в изделиях даже самые сложные и замысловатые эскизы прорезной резьбы.
  • Слива . Твердая, очень красивая на поперечном срезе и хорошо поддающаяся всем видам обработки древесина. Она отлично подходит для создания изделий с мелким рисунком, например, женских украшений.

Где приобрести древесину для резьбы

Мест, где можно раздобыть материал для работы, существует немало, главное - найти качественную и сухую древесину. К примеру, хорошие заготовки для резьбы продаются в специализированных магазинах для поклонников хенд-мейда и художественных салонах. Помимо этого, можно купить подходящие доски в магазинах стройматериалов или на лесоторговых базах. А небольшие предприятия по изготовлению мебели и столярные мастерские - это настоящий кладезь сухих деревянных обрезков разной величины. Для столяров такие отходы уже не представляют ценности, поэтому, как правило, их отдают бесплатно.

Еще один вариант - деревянная тара (ящики, поддоны). Из одного такого изделия получится полтора-два десятка заготовок.

Правила сушки древесины

Следует помнить, что для прорезной и прочих видов резьбы следует использовать только хорошо высушенную древесину, дабы не наблюдать потом с сожалением, как готовое резное изделие, высыхая, коробится и растрескивается. Сушку заготовок нельзя проводить на солнце либо рядом с отопительными приборами. Древесина должна высыхать произвольно в теплом помещении с хорошей вентиляцией. Доски лучше поставить на торцы, подложив под них планки, чтобы обеспечить доступ воздуха ко всем сторонам. Кстати, высушить маленькие заготовки можно в микроволновке за несколько сеансов.

Рабочий процесс

Прорезная резьба по дереву, трафареты для которой должны быть подготовлены предварительно, начинается с переведения рисунка на деревянную заготовку. Фоновые участки, которые будут вырезаться, выделяют путем штриховки. Рядом с линиями рисунка просверливают отверстия определенного диаметра, чтобы в них можно было завести полотно пилки.

Далее производится опиловка вплотную к Узкими полотнами ножовок выполняется прорезная резьба, трафареты для которой были подобраны сложные, т. е. с мелкими деталями и крутыми изгибами. Выпиливание крупных деталей с прямыми или плавными линиями контура осуществляется посредством более широких полотен.

Следует учесть, что, используя крупные пилы, можно получить рваный контур, поэтому лучше все-таки предпочесть мелкозубые пилки. Сверление же рекомендуется выполнять и делать это следует с двух сторон деревянной заготовки, предварительно просверлив сквозное отверстие тонким сверлом.

Отличным способом избежать рваных краев и задиров древесины является приклеивание с тыльной стороны заготовки плотной бумаги.

Необходимо помнить, что главным фактором, обеспечивающим чистоту обрезки, является острота инструмента, поэтому следует заранее позаботиться об этой стороне вопроса.

Начинающим резчикам при выборе орнамента стоит ориентироваться на простые изображения с крупными деталями и минимумом «тяжелых» углов. За счет правильно подобранного рисунка можно уменьшить объем работы, получив в итоге красивое изделие.

Окончательная обработка резного изделия

После удаления фона производится чистовая доработка изделия, чтобы получить ровные и чистые края рисунка. Для зачистки используют крутые и отлогие стамески среднего и мелкого размера. Труднодоступные для стамесок места орнамента зачищают острым ножом. С помощью этих инструментов края изображения скругляют, срезая тонкую фаску или выбирая узкие галтели.

Обработку прорезных ажурных изделий выполняют с обеих сторон. После подрезки контуров стамесками производится зачистка вырезанного рисунка с помощью надфилей, шлифовальных брусков и наждачных шкурок.

Моделировка орнамента производится в соответствии с применяемой резьбой - рельефной или плоскорельефной.

Техника плоскорельефной прорезной резьбы используется, как правило, для изготовления декора для мебели, карнизов, оконных наличников, ставень и т. д. Рельефная ажурная резьба позволяет получить более изящные изделия, поэтому ее применяют для создания женских украшений, ширм, заполнителей для дверец шкафчиков и т. д. Кстати, ажурные мебельные дверцы смотрятся еще более эффектно, если с тыльной стороны натянуть яркую ткань, на фоне которой орнаментальная композиция будет выглядеть четче и ярче.

П ропильная деревянная резьба широкое распространение в народном искусстве получила в XIX веке. благодаря распространению выпуска тонких фабричных пиловочных досок, используемых для отделочных работ. Процесс выполнения пропильной резьбы включает следующие операции: подготовка доски, нанесение шаблона, прорезание или высверливание отверстий, черновой пропил контура резьбы, обработка контура начисто, проработка рельефа и зачистка поверхности.

До сих пор в русских селах и деревнях, а также небольших провинциальных городках можно увидеть старинные дома с кружевным деревянным убранством, сохранившимся еще с прошлого века. Ажурной пропильной резьбой украшались лишь отдельные части дома: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. Накладные резные детали на домах помимо эстетического имели и практическое значение. Так, резные доски вдоль скатов крыши - причелины - закрывали концы слег, торчащих из-под кровли. Их назначение – защищать слеги от проникновения влаги, чтобы они не разрушились. Эту же функцию выполняли и торцовые доски, которые прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличники окон закрывали стыки между оконной обвязкой и бревнами сруба. В севернорусских избах стык двух причелин прикрывали узорным полотенцем, резьбой декорировали и нижние концы причелин, выступающие из-под крыши. Такой резьбой украшались также карнизные подзоры, кронштейны, мансарды, заполнения чердачных окон, спинки стульев, кроватей и др.

Пропильная резьба или пропиловка - это узорная сквозная резьба по дереву, основанная на плоскостном сквозном орнаменте с зооморфными и растительными элементами. В cлучае закрепления ажурной резьбы на плоскостях входных калиток, ворот и др., такая резьба называется пропильно-накладной, независимо от способа ее крепления.

Широкое распространение пропильной резьбы в народном искусстве связано с развитием в XIX веке лесопромышленности, благодаря чему стали выпускаться более тонкие и дешевые пиловочные доски, идущие на отделочные работы. Процесс выполнения пропильной резьбы включает следующие операции: подготовка доски, нанесение шаблона, прорезание или высверливание отверстий, черновой пропил контура резьбы, обработка контура начисто, проработка рельефа и зачистка поверхности.

Для ажурной резьбы всегда применялась и продолжает употребляться сосновая и лиственничная древесина. Для элементов, декорирующих жилье, могли использовать также березовую, осиновую и липовую древесину. Высушенные доски (как правило, толщиной в ¾ вершка (33 мм) гладко выстругивались по пластям. Для нанесения рисунка на заготовку использовали шаблоны или трафареты, которые создавали сами мастера. Поэтому в декоре деревянных домов так трудно встретить повторяющиеся орнаменты. После нанесения рисунка заготовка закреплялась на верстаке с предварительным подкладыванием под нее плотно прилегающей доски или щита. При большой толщине заготовки отверстия высверливались сверлом-перкой с помощью коловорота. Сверлили не сразу на всю толщину детали. Как только кончик сверла доходил до нижней пасти заготовки, ее переворачивали и сверлили отверстие с другой стороны, что предотвращало появление сколов на нижней стороне детали. Заготовку выпиливали лучковой пилой или курковкой по внешнему контуру. Затем коловоротом просверливали отверстия там, где края доски совпадают с контурами проема. Внутренние криволинейные контуры выпиливали пилой-курковкой. При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно использовали разные участки полотна пилы. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливали самой узкой ее частью. По мере уменьшения крутизны линии в работу вступала средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия была почти прямая, то в работу включалась широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. Для выпиливания контура резьбы применяли также лобзик, оставляя небольшой припуск на дальнейшую обработку. Если в рисунке орнамента заложены циркульные или криволинейные элементы, то их или выпиливали пилой только в том случае, если позволяли радиусы кривизны. В других случаях опиливали начерно ломаными прямыми линиями с тем, чтобы потом придать нужные очертания с помощью прямых, полукруглых, отлогих и изогнутых стамесок и разных видов шкурки.

Начисто контур обрезался резаком, прямыми или полукруглыми стамесками. Чтобы получались гладкие срезы, стамеску держали под углом к поверхности и резали легкими скользящими резками. В узких местах материал снимали богородским ножом.

Заканчивали работу зачисткой резьбы рашпилями или шлифовальной шкуркой, кромки орнамента иногда слегка заоваливали, зрительно смягчая контур.

В наше время пропильная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, теневых навесов, теремков на детских площадках.

Древний народный промысел, распространенный до сегодняшнего дня – работы по дереву. Современные станки, лазерные выжигатели, пластические массы и прочие заменители фигурного вырезания на дереве, не смогут заменить искусство ручной работы по настоящему натуральному материалу. Один из видов этого интереснейшего ремесла называется прорезная резьба.

Трафарет и орнамент

Применяется не так часто, как другие виды. Но вовсе не потому, что она невостребована. Это техника, которой обучаются годами, хотя если попробовать сформулировать что это такое в двух словах, то все окажется просто - это вид резьбы, когда в процессе обработки удаляется фон, задний план, подложка изображения.

Благодаря этому рисунок, орнамент становятся воздушными, ажурными, а изделия поражают сказочной легковесностью. Причем этот вид резьбы не всегда выполняется на миниатюрных плоскостях. Есть мастера, которые делают это при помощи бензопил.

Виды резьбы

В принципе, среди всех видов резьбы, которые условно разделили на несколько групп, тяжело, да и нет никакого смысла ставить четкие рамки по технологиям, поскольку методики изготовления того или иного изделия комбинируются, как угодно. Но для ориентации стоит назвать некоторые распространенные методы обработки дерева:


Конечно, деление это условно, поэтому мы не станем рассматривать такой вид отдельно. Трафареты, эскизы и чертежи готовых изделий, а также фотографии ярких работ мастеров сочетают несколько методик обработки. К примеру, некоторые учебники выделяют такую технологию выпиливания при помощи лобзиков или пил, а также ту, которая выполняется резцами и стамесками.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины - при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Технология и инструмент

Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:


В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.

Перед тем как выбрать рисунок для трафарета, необходимо сопоставить размер готового изделия с размером изображения. Чтобы рисунок хорошо прочитался, для крупных изделий не стоит выбирать слишком ажурный и мелкий орнамент, а на мелких изделиях, шкатулках, рамках, будет уместен ажурный узор. Соблюдение пропорций - очень важно при выборе трафарета. Это касается как растительных узоров, так и трафаретов зверей, этнических орнаментов.

Среди не слишком распространенных способов резьбы может быть названо выжигание. Это продуктивный метод, но для этого необходим специальный станок, который довольно просто собрать своими руками. Он состоит из нихромовой проволоки, понижающего трансформатора, регулятора тока накала. Нихромовая нить прожигает древесину, благодаря чему удается выполнить работу точно и аккуратно.

Также иногда применяют лазерную резку, однако такой способ не всем доступен из-за высокой цены на оборудование. Зато это самый точный и эффективный метод. В промышленных условиях часто используют станки с ЧПУ. Они помогают быстро и точно выполнить однотипные заданные орнаменты для изготовления крупных партий изделий.

Но самое основное при работе с деревом - фантазия и творческий подход. Используя уникальные эскизы для работы, изделия будут необычными и по-настоящему выразительными, подчеркивающими индивидуальность мастера. Поэтому экспериментируйте смелее и удачного всем творчества!